В ролях: Николас Кейдж, Джаред Лето, Бриджит Мойнахан, Итан Хоук, Иэн Холм
Космополитизм в действии – голливудский фильм, написанный и поставленный новозеландцем, в котором итальянец исполняет роль украинца, проживающего в Нью-Йорке. Убедительно, причем, исполняет – если мысль о том, что Николас Кейдж может нормально сыграть персонажа по имени Юрий Орлов, вам кажется полной нелепицей, то по окончанию просмотра это мнение придется несколько подкорректировать. «Оружейный барон» вообще весь построен на ловком уклонении от всех стереотипов и ярлыков, которые на него можно навесить. Начнем хотя бы с того, что голливудским «Оружейный барон» только прикидывается, хотя стоит признать, что выходит у него это чрезвычайно ловко.
Штука в том, что все крупные Голливудские студии последовательно, одна за другой, отказались финансировать «Барона». Искать деньги пришлось в двух местах – в более лояльной и склонной к творческим авантюрам Европе и в собственных карманах режиссера и главной звезды. Больше всех постарался Кейдж – режиссер и сценарист Никкол утверждает, что без его вклада фильм мог бы не состояться вовсе. Что ж, старался Кейдж не зря – в «Бароне» он впервые за долгий период времени показывает себя самым настоящим молодцом. За последние лет десять он наснимался в таком количестве маловразумительной фигни (за вычетом «Адаптации»), что мысль о том, что он весьма неплохой актер, начисто стерлась из голов большинства зрителей. Здесь же за одни только бровки домиком и улыбочку в открывающем монологе ему можно простить целого «Семьянина» или «Сокровище нации».
Не отстает по части старания от своего главного актера и режиссер картины Эндрю Никкол. Человек, на чьем счету такие великолепные вещи, как «Гаттака» и «Симона», в очередной раз блистательно пудрит мозги критикам и зрителям. В результате в овечьей шкуре глянцевого, дорогостоящего голливудского байопика из серии «Жизнь замечательных людей» прячется зубастый и нахальный волк чернушно-бесшабашной истории о беспринципном торговце оружием, добравшемся до высот успеха в бизнесе на чужой крови. Причем история о похождениях человека с сомнительными моральными качествами залакирована сверху таким толстым слоем отборного черного юмора, что концентрация замечательной бредовости порой превышает все мыслимые нормы. Николас Кейдж многократно целует телевизионного Горбачева прямо в лысину, Джаред Лето выкладывает на столике силуэт Украины первосортным колумбийским кокаином, а сын президента африканской республики рассекает с персональным «Калашниковым» из чистого золота и просит ему привезти «пушку, как у Рэмбо». И все это происходит слишком уж легко и беспечно, с диковатой энергичностью, под звуки Луи Армстронга, Дэвида Боуи и песни «Эй, ухнем!». В общем, не совсем то, чего можно ожидать от глянцевого голливудского байопика.
Попутно среди всей этой почти карнавальной лихости Никкол успевает очень точно описать постсоветский бардак, наступивший после развала СССР. Вполне возможно, что созданная им в «Оружейном бароне» картина ситуации в Африке тоже весьма достоверна, однако в отсутствие (слава Богу) собственного опыта в данной сфере категорично высказываться не возьмусь. Никкол действительно досконально изучал предмет – большая часть использованной в фильме техники была приобретена или взята напрокат у таких же торговцев, как и главный герой фильма Юрий Орлов. Для съемок сцен с шеренгой танков на плацу Никколу даже приходилось предупреждать НАТО – чтоб никто не подумал, глядя на спутниковые снимки такого количества танков, что назревают военные действия. В принципе, если бы Никкола заподозрили в подготовке к военным действиям, это был бы, наверное, самый правильный поворот событий в контексте той горькой критики сложившейся системы безграничной, непрекращающейся наживы на войнах и смертях, что скрывается в самом сердце «Оружейного барона», за внешними слоями лихой бравады и нарочито антиморальным нарративом главного героя. И вот вам еще один любопытный факт об этой самой системе – говорят, что в оригинальной версии в финале фильма появлялись титры, в которых расписывался вклад различных стран мира в мировой круговорот незаконного оружия. В российской прокатной версии ничего такого нет и в помине.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001